22.03.2021 г.
7 основных ошибок при обработке фотографий и как их избежать

Возможности обработки фотографий практически бесконечны. И тем легче увлечься и совершить ошибку. Пейзажный фотограф Елена Лисейкина рассказывает об основных ошибках, которые совершают начинающие при обработке фотографий. И о том, как их легко можно избежать. 



Прогресс не стоит на месте, а вслед за ним развивается и техника. Матрицы фотоаппаратов всё лучше и лучше передают цвета и детализацию, динамический диапазон снимков увеличивается. И всё это дает довольно широкие возможности для обработки и творчества. Особенно если вспомнить о разнообразии программ для обработки. Обладая должными навыками, снимок можно изменить до неузнаваемости. Только надо ли? 

Тут каждый фотограф решает сам для себя, насколько много изменений он готов внести в снимок. Но в любом случае, обработка - это способ показать зрителю мир так, как его видит фотограф. Но важно не перестараться. И на выходе получить фотографию, на которую зрителю будет приятно смотреть. 

А это значит, что даже если вы потратили на обработку фотографии несколько часов, зритель должен всё воспринимать как будто “так и было”.

Самый главный совет при обработке фотографий - сравнивайте "было-стало" как можно чаще.

Мозг адаптируется, восприятие меняется, и вы просто можете не заметить какие-то огрехи. А зритель заметит.

Вне зависимости от программы обработки, базовые принципы и приемы, которые вы используете в работе над фотографией, остаются неизменными. Так же, как и ошибки, которые совершают фотографы. И очень часто эти недочеты можно заметить даже на снимках, попавших в топы социальных сетей и фотосайтов. 

1. Неправильный баланс теней и светов

Неестественно темное небо при светлом переднем плане или кайма на границе контрастных объектов. На примере я специально всё это показала утрированно. 

Появляется из-за чрезмерного вытягивания светов и теней (например, ползунками “Shadows/Highlights”).

image7.jpg image3.jpg
                                 Исходный снимок                                                              Результат обработки

Как исправить? Не использовать крайние значения ползунков “Shadows/Highlights”, помнить о законах физики и распространения света, использовать градиенты и маски для локальных коррекций. Если это необходимо, снимать с брекетингом по экспозиции так, чтобы на разных снимках были сохранены детали из разных областей кадра, а потом объединять это всё в редакторе. Объединить несколько экспозиций в одну не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы снимок начал выглядеть естественно и аккуратно, очень часто достаточно быстро нарисовать маску вручную с помощью любого графического планшета XP-PEN.

2. Потеря деталей в светах и тенях

Некрасивые ореолы вокруг солнца и яркие “ободки” вокруг пересеченных областей, из которых не получилось восстановить детали. 

image2.jpg image14.jpg
                                 Исходный снимок                                                            Результат обработки

На этом снимке из-за слишком сильной обработки вместо солнца появилось некрасивое яркое пятно с грубыми краями. Согласитесь, это смотрится очень неаккуратно.

Как исправить? В пересветах и потере деталей в светах (да и в тенях) нет ничего страшного, и не надо всеми правдами и неправдами пытаться их восстановить, если в исходном снимке нет необходимой информации. Важно подобрать коррекцию для неба таким образом, чтобы солнце было аккуратным, а переход от солнца к небу - плавным. Второй вариант: снимать подобные сюжеты с брекетингом по экспозиции, чтобы совсем избежать пересветов. Ну а потом объединять снимки с помощью масок, подрисовывая нужные области на графическом планшете. 

3. Насыщенность

На первый взгляд, в избыточной насыщенности нет ничего плохого. Фотография же стала ярче? Да. Но первое впечатление очень быстро проходит. И глаза начинают уставать от насыщенных и “кричащих” цветов. Такие снимки хорошо “лайкают”, но через секунду забывают.

Ситуаций, когда при обработке фотографий надо двигать ползунок “Saturation” (или “Vibrance”) вправо, очень мало.

image13.jpg image1.jpg
                                 Исходный снимок                                                            Результат обработки

Как исправить? Намного более правильным будет не повышать насыщенность всего кадра целиком, а работать с отдельными цветами, не забывая про цветовой круг и гармоничные сочетания цветов. 

Ещё, как вариант, можно все-таки поднять насыщенность “всего и сразу”, но потом ограничить область воздействия маской, выделив таким образом только главные объекты.  

4. Неаккуратные градиенты и маски

Неправильно подобрали размер кисти, не заметили, что градиент лег неестественно. Или просто не заметили, что одни объекты накладываются на другие, и границы обработки получились неаккуратными. 

image6.jpg image10.jpg
                             Исходный снимок                                                            Результат обработки

Как исправить? Нужно тренироваться аккуратно работать с выделениями и масками, обязательно просматривать снимок как на 100% увеличении, так и в общем виде. И использовать при обработке графический планшет, который поможет точно и аккуратно позиционировать курсор и быстро прорисовывать нужные области без необходимости постоянно менять непрозрачность и размер кисти. 

5. Излишнее подавление шума

Очень многие фотографы считают, что шум на фотографии - это очень плохо. Но я позволю себе не согласиться. Очень часто бывает, что шум совершенно не мешает восприятию. Более того, он может быть даже незаметен зрителю.

А вот пытаясь довести снимок для идеала, вы получите “пластиковую” и неестественную картинку с потерей детализации.

Вот 100% фрагмент кадра, снятого на ISO 12800. Да, на этом фрагменте шум довольно сильно заметен.

img75.jpg

А вот что может быть, если попытаться удалить весь шум.

image9.jpg

Вся листва превратилась в сплошную "кашу", да и на храме детализации нет. 

Как исправить? Более правильным в этой ситуации будет удалить только цветовую составляющую шума, а зерно оставить.

img17.jpg

И второй момент: всегда оценивайте, кто и как будет смотреть фотографию. Например, если эту фотографию с ISO 12800 распечатать размером A4, то даже если шум не удалять, он не будет заметен.

Или можно снова прибегнуть к использованию масок и удалить шум выборочно. Например, только с неба или с гладких поверхностей, где он наиболее заметен. А листву и траву оставить нетронутыми. 

6. Потеря информации о цвете. Постеризация

Чаще всего эта проблема появляется, когда вы хотите очень сильно поднять насыщенность, но данных о цвете в исходной фотографии не хватает. Вот программа обработки и пытается “дорисовать” недостающее. И иногда у неё получается не очень хорошо. 

Вторая причина: вы пытаетесь поднять насыщенность отдельных цветов, а соседние остаются без изменений. В результате на границах оттенков появляется очень некрасивая кайма. 

image12.jpg image11.jpg
                             Исходный снимок                                                            Результат обработки

Как исправить? Использовать маски, мягкие кисти, внимательно оценивать результаты коррекции на каждом этапе и не стремиться сделать фотографию максимально насыщенной. 

7. Резкие переходы от света к тени

Если при объединении нескольких экспозиций и создании HDR-снимка вы были недостаточно аккуратны при создании маски, то на границах объектов могут появиться некрасивые ореолы и артефакты. Они же появляются, если между экспозициями объекты сдвинулись (например, от ветра).

image5.jpg

На этом примере подобное очень хорошо заметно на облаках. Маска, по которой было вставлено небо с более темного кадра, была слишком грубой, и облака получились визуально "вклеенными".

Как исправить? Аккуратно прорисовывать маски, уделяя особое внимание границам объектов, использовать более тонкие кисти для рисования, размывать маски, иметь несколько экспозиций и дублей в запасе, чтобы иметь возможность работать с разными вариантами.

Наверное, вы обратили внимание, что профессиональная и аккуратная обработка снимков неотделима от работы с масками и выборочных коррекций. Конечно, для этого есть огромное количество способов, но очень часто маску можно просто нарисовать вручную. И намного удобнее будет делать это пером графического планшета, а не мышкой.

image8.jpg

Почему? Перо вы держите в руках как обычную ручку или карандаш, к которым привыкли со школы. Рука имеет намного более естественное положение, чем при работе мышкой, запястье и суставы пальцев испытывают меньшую нагрузку. Да и пользоваться пером намного удобнее, ведь вам не приходится постоянно отвлекаться на то, чтобы поменять плотность и размер кисти: их можно регулировать нажатием на перо. Именно поэтому процесс обработки получается более простым и быстрым. А результат - аккуратным.


Автор: Елена Лисейкина



Другие статьи

24.04.2024
Готовимся к свопу: рисуем и готовим карточку к печати

Что такое модный нынче карточный своп? Как создать свою карточку, какие требования есть к ним – рассмотрим подробно.

18.04.2024
 Кабель HDMI: можно ли его подключать при включенном планшете и компьютере

Разбираемся, стоит ли подключать кабель HDMI от интерактивных дисплеев Artist и Artist Pro к компьютеру на «горячую»?

10.04.2024
Стилизация животных в цифровом рисунке

Как превратить любого зверя в очаровашку? Делимся секретами этого волшебного превращения.