26.03.2021 г.
Задача для иллюстратора: покорить графический планшет
Александр Сераков, основатель школы цифровых искусств «Юниверс», поможет нам разобраться в вопросе «Кому проще освоить планшет, художнику с опытом или дизайнеру, не владеющему рисунком?» 
За двенадцать лет преподавания компьютерной графики я открыл для себя массу любопытных фактов о том, какие именно проблемы решают люди с разным опытом и разными целями, столкнувшись с графическим планшетом впервые. Первым открытием стало то, что о серьезных трудностях говорили люди, которые из любопытства или по совету друзей попробовали поработать с планшетом и забросили его на дальнюю полку.

Те же, кто все-таки потратил время на его освоение (кому-то хватило и сорока минут), наоборот, забросили мышку и не представляют работы в программах для творчества без планшета.

Вот что говорит наша ученица, куратор школьного клуба Наталья Маныч, иллюстратор-фрилансер:

«Я купила графический планшет, насмотревшись уроков моих любимых художников на YouTube. Опыта рисования тогда не было совсем. Да и планшет не давался. Голова не отрабатывала связь рука-экран. И, конечно, так красиво как на видео тоже не получалось. Забросила планшет на три года. Всё это время продолжала много рисовать мышкой пока не начались проблемы с рукой. Потом прошла курс [речь о курсе по работе на графических планшетах в школе «Юниверс» - прим. редакции] и дело пошло. Сначала рисовала по той же схеме, что и мышью, кривыми Безье в Иллюстраторе, потом стала пробовать инструменты живого рисования. Мышь забросила совсем. Потом удивительным образом открыла для себя линеры и рисунок на бумаге. Сейчас часто работаю в смешанной технике».

Среди начинающих вообще бытует странный миф о том, что графический планшет нужен исключительно тем, кто умеет рисовать. На самом деле это совершенно не так. Проблемы с рукой, о которых рассказывала Наташа, проблемы со спиной, которые были в начале карьеры у меня самого, к сожалению, не так редки. У них, по сути, две причины: неправильная посадка и многочасовые мелкие манипуляции мышью.

Проведите небольшой эксперимент: напишите свое полное имя-отчество на экране с помощью мыши и сделайте то же карандашом. Проследите за тем какие мышцы задействованы в каждом из случаев и что вас утомит больше. Очевидно, что манипулировать карандашом мы можем часами. Во всяком случае, каждый из нас хотя бы однажды писал конспект лекции. Мне встречались уникальные люди, которые способны были сделать это мышью, но их единицы.

Что же касается художников, то красиво нарисовать они могут чем угодно — мелком, кистью или пальцем на стекле. Художница Мария Кречетова показывала мне замечательные картины, написанные именно пальцем, в простейшей программе для iPad. Конечно, для цифровых иллюстраций и дизайнерских задач она использует графический планшет. Самый простой, небольшого размера. Этого достаточно. Но эта история иллюстрирует простой факт: необходимость в планшете у художника и у человека, не умеющего рисовать, заключается в одном и том же. Это просто удобно.

Image-02.jpg
Работа Марии Кречетовой на графическом планшете

Мария Кречетова, художник, преподаватель кафедры Рисунка и Живописи Московского политеха, доцент, член Творческого союза художников России:

«Планшет графический у меня появился во время работы над дипломным проектом. Я рисовала акварель, сканировала и правила в Photoshop. После мышки это было настоящее счастье, с этого момента я не расставалась с ним. На маленьком простейшем планшете я рисовала иллюстрации для книг, оформляла журнал «Новый очевидец», создавала графику в смешанных техниках. Особых трудностей не было, разве что какие-то проблемы с драйверами, а еще стерженьки стирались до основания. В какой-то момент была идея сменить планшет на новый, но очень трудно найти подходящий по руке, пока не попробуешь, так и осталась со своим маленьким старым другом».

Для художника с таким большим стажем эти проблемы довольно характерны. Сложно по картинке и описанию технических характеристик понять подходит ли «по руке» планшет или нет. Поэтому так ценно, что на мероприятиях для художников устраивают демонстрационные стенды. Так, к слову, я познакомился с прекрасными планшетами XP-PEN на фестивале «Морс» в Москве в 2019 году.

Вторая проблема - это «подружить планшет с компьютером». Художники чаще других пользователей испытывают трудности с подключением и настройкой планшетов. То вдруг тормозит, то нажатие работает, то еще что-то. К счастью, это легко решается. Поддержка производителя, множество статей в сети, консультации друзей, даже специальные курсы. Удивительно, но я открыл, что у художников есть некоторые сложности именно с этим, со звонком в поддержку. Друзья, не бойтесь. Поддержка нужна именно для того, чтобы в нее обращаться.

Надо сказать, что не все художники вот так, сходу, осваивают планшет. Существует популярная проблема, связанная с тем, что первые опыты цифрового рисунка совсем не соответствуют уровню рисования традиционными инструментами.

Дарья Нефедова, иллюстратор:

«До увлечения цифровой графикой я изучала академический рисунок, рисовала акварелью. В основном скетчи, персонажи, городские зарисовки, природу. В какой-то момент заинтересовалась стоками, рассказала об этом мужу и тот подарил мне графический планшет. Начинала рисовать в векторе, но сразу стилусом. Это было как-то психологически проще, когда в руках что-то похожее на карандаш. Но при переходе к «живому» рисованию в Adobe Photoshop случилось разочарование. Линия прыгает, мозг сопротивляется, картинка похожа на самые первые шаги в академическом рисунке. Дело спасла регулярная практика и понимание того, что цифра - это новый материал, к которому надо привыкнуть».

Очень важная мысль: любой цифровая графика - это не имитация «живых» материалов, а совершенно самостоятельная техника. Здесь все иначе: и фактура, и инструменты, и пластика. И то, что художники называют «сопротивление материала».

Привести же в соответствие рисунок на бумаге и рисунок на планшете довольно просто, хотя и требует практики. Как правило это набивка руки в рисовании параллельных линий. Рисуйте их без помощи опций программного сглаживания. Пусть и получается кривовато поначалу, но со временем все станет на место. Чередуйте направление линий, которые вы можете провести не отрывая руки от планшета: сделайте десять горизонтальных, десять вертикальных, десять диагональных. Как только начнет получаться, чередуйте направления, одну рисуйте сверху вниз, другую снизу вверх. Когда линии выровняются попробуйте рисовать эллипсы. Вспомните свои ранние практики в рисунке, практикуйтесь.

Image-04.jpg

Примеры упражнений для набивки руки на графическом планшете.

Как вариант, можно набивать руку дудлингом или зентанглами. Для людей, освоивших академический рисунок, это привыкание может отнять время, все-таки привычка и постановка руки дело серьезное. Но за неделю-другую ситуация кардинально изменится. 

Image-03.JPG

Домашние работы по курсу «Цифровое творчество. Графические планшеты» в школе «Юниверс». Рисунки Дарьи Нефедовой.

Пробуйте, у вас обязательно получится!

Я же со своей стороны совместно с XP-PEN Shop дарю вам скидку в размере 10% на наш курс «Цифровое творчество. Графические планшеты» по промокоду: xp-pen-10

 

Автор: Александр Сераков, основатель школы цифровых искусств «Юниверс», официальный спикер Adobe в России, Adobe Certified Instructor 


Другие статьи

18.04.2024
 Кабель HDMI: можно ли его подключать при включенном планшете и компьютере

Разбираемся, стоит ли подключать кабель HDMI от интерактивных дисплеев Artist и Artist Pro к компьютеру на «горячую»?

10.04.2024
Стилизация животных в цифровом рисунке

Как превратить любого зверя в очаровашку? Делимся секретами этого волшебного превращения.

04.04.2024
Идеальный планшет для контента: XPPen Deco L

Фотограф Тимофей Горлов рассказал, зачем графический планшет нужен фотографам.