Обработка практически любой пейзажной фотографии строится по определенному алгоритму. И процесс обработки можно разложить на несколько основных шагов и приёмов, которые используются практически всегда.
Естественно, не обойтись без RAW-конвертации, работы с контрастом и цветом. Но эти базовые приёмы имеют отношение не только к пейзажным фото, поэтому рассматривать подробно в этой статье их не будем.
Тут мы сосредоточимся на приёмах обработки, которые чаще всего используют профессиональные фотографы именно в пейзажной фотографии.
Зачем вообще обрабатывать фотографию, ведь современные камеры снимают и так неплохо? Основная цель обработки - это не просто сделать “красивую картинку”, а показать зрителю мир так, как его увидел фотограф. Когда мы смотрим куда-то в реальности, наше зрение с мозгом работают избирательно, и мы можем сфокусироваться на чем-то, не обращая внимания на несущественные детали. А когда зритель смотрит на плоское изображение (неважно, на бумаге или на экране), то у него такой возможности нет. Он начинает разглядывать всё подряд в попытках понять: “А что же именно хотел сказать фотограф?” Поэтому очень важно ему помочь: убрать ненужное, акцентировать внимание на важном, направить взгляд.
Частично эту задачу решает грамотное построение композиции и работа с пространством кадра. Но есть и другие инструменты в решении данной задачи..
Вот основные приёмы, которые помогают сделать пейзажный снимок более выразительным:
- Удаление ненужных объектов с фотографии и ретушь. К таким объектам относятся, например, мешающие провода, рекламные щиты, люди, которые оказались не в то время и не в том месте, яркие, отвлекающие внимание элементы.
- Расширение динамического диапазона (HDR). Один из ключевых этапов обработки пейзажа. Почти всегда нам приходится немного затемнять небо и осветлять передний план. Это можно сделать с помощью светофильтров ещё на этапе съемки или с помощью градиентов при обработке. А можно методом объединения нескольких экспозиций и создания HDR.
- Расстановка светотеневых акцентов (Dodge-and-Burn). Человеческое восприятие устроено таким образом, что более яркие объекты нам кажутся ближе, а более темные - дальше. Поэтому, осветлив и затемнив некоторые части изображения, мы можем сделать фотографии более объемными. И при прочих равных более светлые участки фотографии будут привлекать больше внимания, чем темные.
- Брекетинг по фокусу. Наверняка вы уже знаете, что чем сильнее закрыта диафрагма на объективе, тем больше объектов в кадре попадет в зону резкости. Но для пейзажей чаще всего используются широкоугольные объективы. А кадр строится таким образом, чтобы в нем был активный передний план. И как бы сильно вы ни закрывали диафрагму в зависимости от точки фокусировки, в некоторой нерезкости будет либо передний план, либо дальний. Приём брекетинга по фокусу призван решить эту проблему. По сути, вы снимаете несколько кадров с фокусировкой в разных местах, а потом объединяете их и получаете фотографию с бесконечной глубиной резкости.
На нижеприведенной фотографии из г. Калязин уже проведена базовая цветокоррекция и работа с контрастом. И в целом снимок выглядит неплохо.
Только есть несколько недочетов. Автомобили на белом снегу создают визуальный шум и отвлекают внимание. В данном случае они не несут никакой важной информации для кадра, и если их удалить, то по смыслу ничего не изменится, но фотография станет аккуратнее.
Поэтому вооружаемся инструментом “Healing Brush” в Adobe Photoshop и аккуратно удаляем всё лишнее. Ненужных объектов тут не очень много, и работу можно проделать даже мышью. Но быстрее и аккуратнее всё будет сделать с помощью графического планшета: вы просто закрашиваете пером объекты, которые должны исчезнуть с фотографии, а дальше автоматика всю работу сделает за вас.
Объекты, которые удалили Результат обработки
И осталась ещё одна проблема. Ключевой элемент этой фотографии - колокольня посреди водохранилища. И хочется, чтобы зритель это тоже сразу понял. Поэтому сделаем колокольню чуть светлее, чтобы акцентировать на ней внимание.
Для этого создадим серый слой и поставим ему режим наложения Soft Light. Теперь в тех местах, где мы будем рисовать по этому слою белой кистью, изображение будет становиться светлее. А если рисовать черной - темнее.
И вот тут нам уже потребуется аккуратность и немного усердия. Ведь прорисовать надо колонны колокольни и некоторые фасады зданий, при этом не выходя за границы. Поэтому используем графический планшет, в данном случае - новинку XP-PEN Innovator 16.
Задайте базовый размер кисти. Он будет зависеть от разрешения и размера исходного снимка. У меня кисточка около 20 пикселей. Регулируя степень нажатия пера на планшет, аккуратно прорисовываете детали. Чем слабее давление пера, тем тоньше получается линия.
Кроме колокольни я решила немного прорисовать дорожку к ней и фасады домов. Чтобы взгляд зрителя следовал по “дорожке”.
Получается вот так:
С одной стороны, общий смысл снимка не изменился: это всё ещё зимний пейзаж из Калязина. Но с другой - фотография стала выглядеть намного более опрятно и цельно.
Во втором примере я решила объединить сразу два других приёма: съемку HDR и брекетинг по фокусу.
Для того, чтобы это “провернуть”, нам потребуется 4 разных кадра.Ставим камеру на штатив, фокусируемся на переднем плане, делаем два снимка с разной экспозицией. Фокусируемся на дальнем плане и снова делаем светлый и темный снимки.
Общий план работы будет выглядеть вот так:
Сначала берем темный и светлый снимки, где фокус на переднем плане, объединяем их в один с более широким динамическим диапазоном. Сделать это можно либо функцией “Merge to HDR” в Adobe Lightroom, либо с помощью масок в Adobe Photoshop. Про то, как собрать HDR-фотографию в Adobe Photoshop, мы рассказывали в одной из предыдущих статей (тут ссылка на статью про HDR).
Аналогичную операцию проделываем с другой парой фотографий. Тут важно, чтобы они были одинаково обработаны по цвету, свету и контрасту. Поэтому лучше на данном этапе особо не увлекаться обработкой и просто следить за тем, чтобы не было потери деталей. Если надо будет подправить “цвет-свет-контраст”, то мы это сделаем после склейки кадров.
Получается два файла с фокусом в разных местах, из которых просто надо получить картинку с бесконечной глубиной резкости. Тут наглядно видна разница в резкости на переднем плане.
Оба получившихся файла размещаем на двух разных слоях одного файла. К верхнему добавляем маску и просто закрашиваем области, которые нужно “удалить” с этого слоя. Этот процесс может потребовать много кропотливой работы, и, чтобы сделать её аккуратно, рекомендуем воспользоваться графическим планшетом или интерактивным дисплеем. Ведь перо можно позиционировать очень точно и прорисовать буквально каждый цветочек. Выполнить такую кропотливую работу мышкой будет намного сложнее.
После того, как вы всё аккуратно прорисовали, получается снимок с бесконечной глубиной резкости, а дальше его уже можно обрабатывать: править геометрию, доводить до идеала цвета. Можно с помощью техники Dodge-and-Burn расставить немного светотеневых акцентов.
И с помощью планшета светом можно выделить буквально каждый лепесток клевера.
И результат:
Можно ли было проделать все эти операции без графического планшета? Можно. Есть разные способы создания масок: можно пытаться рисовать мышкой, стирать лишнее, править контуры. А работая пером на графическом планшете, вы сможете более точно позиционировать курсор, регулировать степень нажатия, вам не придется постоянно менять размер и плотность кисти. Достаточно будет просто сильнее или слабее давить на перо. А ощущения от работы будут максимально похожими на обычное рисование фломастерами на бумаге. Пальцы не напрягаются, запястье не болит. Да и обработка будет занимать намного меньше времени.
Автор: Елена Лисейкина
Другие статьи
Что такое модный нынче карточный своп? Как создать свою карточку, какие требования есть к ним – рассмотрим подробно.
Разбираемся, стоит ли подключать кабель HDMI от интерактивных дисплеев Artist и Artist Pro к компьютеру на «горячую»?
Как превратить любого зверя в очаровашку? Делимся секретами этого волшебного превращения.